Jump to content
Connection Point
Sign in to follow this  
Seeteufel

Советский кинематограф в анекдотах

Recommended Posts

Как мы с вами помним ещё из детства, повод для зарождения огромного количества анекдотов в СССР дали, фактически, четыре фильма: "17 мгновений весны", "Чапаев", "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона" и "Гусарская баллада". Ну, немного было ещё про "Место встречи изменить нельзя", чуть-чуть - про Вицина, Моргунова и Никулина, но это мелочи. И вот подумалось: а почему именно эти фильмы? Почему нет, например, ни одного анекдота про любимейшую кинокартину советских людей "Ирония судьбы, или С лёгким паром"? Почему ни одного анекдота а-ля Штирлиц не сочинялось про другие культовые шпионские детективы - "Мёртвый сезон", "ТАСС уполномочен заявить"? Совершенно не помню, чтобы рассказывали анекдоты по мотивам "Следствие ведут Знатоки". Последнее, кстати, действительно странно, позже поймёте, почему. Замечу, что все перечисленные фильмы могут содержать много юмористических моментов, но чистой комедией по жанру ни один из них не является. Комедии были растащены на цитаты, однако анекдотов не породили. Наконец, самое непонятное - с поручиком Ржевским из "Гусарской баллады": ведь типаж из анекдотов явно далёк от прототипа, сыгранного Ю. Яковлевым - он куда ближе к герою Садальского из "О бедном гусаре замолвите слово".

 

И вот какой вывод я для себя сделал. Советский кино- и телезритель гораздо внимательнее смотрел фильмы и подмечал очевидные несоответствия. Это нынешним зрителям подавай зрелищную картинку и экшен, на откровенные ляпы или отрыв от реальности они внимания не обращают, а тогда было по-другому. И получается, что анекдоты рождались в тех случаях, когда наличествовало два обязательных условия: 1) фильм был действительно гениальным как по постановке, так и по актёрской игре; 2) типаж героя, с которого был "срисован" анекдот, был достаточно гротескным или не вполне соответствовал реальности, а происходящее с ним - не всегда правдоподобным. Это касается и чересчур "правильного" гусара в исполнении Яковлева, и Штирлица, который "всё равно выкрутится", и Холмса с его "форма ваших ботинок говорит мне о том, что ваша собака заболела". Про "Чапаева" не скажу, это самый старый фильм из перечисленных и, соответственно, поколению, сочинявшему про него анекдоты, возможно, он виделся совсем не так, как мне. А если персонаж был прорисован более реалистично (как тот же корнет Плетнёв) или нарочито гротескно, то анекдоты про него было складывать не столь интересно. Да, так вот насчёт Знатоков: по нашим современным понятиям, таких ментов в природе не бывает. А тогда? :gam126: Может быть, оттого и нет про них анекдотов, что они всё-таки более-менее соответствовали тогдашним реалиям?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Не думаю, что есть какие-то особенные условия для возникновения анекдотов. Как и какие-то особенные причины. Комедии, которые наиболее часто цитируются, те же "Бриллиантовая рука", "Покровские ворота", "Ирония судьбы" и т.д., являются самодостаточными сами по себе в смысле юмора, поэтому и не было необходимости что-то придумывать и додумывать. А анеки возникли как бы по себе, просто на основании тех или иных элементов в данных картинах, которые можно было изменять до бесконечности и которые сами в фильмах часто повторялись в том или ином виде. Таким явился "голос за кадром" в Штирлице или "элементарно, Ватсон" в Холмсе. Касательно Ржевского - ваще хз, я не очень уверен, что анеки пошли именно после фильма. А у Знатоков не было каких-то отличительных фраз или особенностей - ну троица московских милиционеров, вот и всё. Вспомните хоть какую-то фразу из этих серий, которую можно было бы потом "переделать" на смешной манер. Их просто нет. Обычные ментовские фразы, которых было полно в различных советских детективах. Ну и не будем забывать, что сама жизнь давала столько возможностей для анекдотов, что не нужны были никакие фильмы или там книги. Поэтому и картин в анеки было "инвольвировано" очень мало.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Ну и не будем забывать, что сама жизнь давала столько возможностей для анекдотов, что не нужны были никакие фильмы или там книги. Поэтому и картин в анеки было "инвольвировано" очень мало.

Да, но те, которые были, породили огромную массу анекдотов, то-то и странно. А в остальном ты праф, конечно, насчёт отличительных особенностей, это как-то в голову не пришло мне.

 

Ещё вспомнил, что дети и не только любили рассказывать анекдоты (порой очень жестокие или пошлые) по мотивам мультфильмов. Так вот, их тоже было достаточно ограниченное количество - "Ну, погоди!" (вот тебе и самодостаточность комедии), "Винни-Пух", "Простоквашино", "Красная Шапочка" (хотя это, скорее, всё-таки больше по фильму, из-за девчонки красивой)... Вроде всё. Про Карлсона и Буратино анекдотов было раз-два и обчёлся, и они в основном были не смешные. А ведь по тому же самому принципу (отличительные черты, запоминающиеся фразы) мультики, казалось бы, удобряли почву для появления анекдотов ещё больше, чем все "Чапаевы" и "Гусарские баллады" вместе взятые.

 

Да, кстати: майор Пронин - это тоже из какого-то фильма или нет? :gam126:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Пронин это мультяшный ментовской персонаж :) Хотя да, изначально он вроде из книги пришёл.

Как и Вася Курочкин, например.

По Знатокам тоже были анекдоты. Сейчас не вспомню коронную фразу, но она была точно :gam126:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Разделяю взгляды и Чордта, и Ихти, проведших нехилый такой культурологический оналез, между прочим. Насчёт Ржевского - не могу также не отметить, что в анеках про него постоянно фигурируют ещё и персонажи "Войны и мира" - Натали Ростова и др., которых ведь в "Балладе" тоже не было. Похоже, у зрителя просто смешались в сознании все известные совецкие фильмы про эпоху наполеоновских войн, похожие по своему антуражу (гусары, дворянство, и т.п.)

Кстати, если вы смотрели современный сериал про ту же эпоху "Адьютанты любви", то поймёте, почему про него анеков не складывают: более уёбищного зрелища я не встречал :) Нет, не в смысле матбазы: сиятельные мундиры, фраки и дворцы там как раз вполне нормально представлены. Но актёры... Диалоги и манеры поведения царей, сэров и графьёв - примерно на уровне привокзального рынка в Урюпинске. Пиздец. :hanged: Это насколько же афтары фильма не врубаюца в дух эпохи, если у них Наполеон напоминает похмельного участкового, русская царица - провинциальную проститутку на заработках в Мск, корнеты Оболенские - гопов из рабочего квартала... Самое ужасное, что ведь маладые зрители подумают, будто так оно в старину и выглядело :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

×