Перейти к содержанию
Connection Point
Авторизация  
ixtiandr

Два слова о Майлзе...

Рекомендуемые сообщения

Если таки мне позволит время, то я постараюсь кратко ознакомить вас с творчеством гениального трубача Майлза Дэвиса. Кратко разумеется потому, что более тщательный обзор потребовал бы прослушивания огромного количества пластинок, что успел записать за свою жизнь Майлз, да и наверняка уже не раз были проведены глубокие обследования такого плана. На компактах у меня порядка 10 альбомов Дэвиса - вот их я вам примерно опишу. Есть еще несколько дисков на кассетах, но я не хочу туда-сюда таскать магнитофон и думаю, что и этого десятка на первый раз хватит. Ознакомление будет проходить в хронологическом порядке, и я буду по возможности избегать лирических отступлений о соответствующих музыкальных периодах жизни Майлза - а кому интересно, может нарыть в интернете тонны материалов на эту тему. Также прошу учесть, что у некоторых альбомов были разные варианты обложек - я публикую те, которые на имеющихся у меня дисках. Разумеется, все эти комментарии - имхо, и, возможно, они покажутся сведущему в джазе критику или музыканту нелепыми, но я и не претендую на истину в последней инстанции, а лишь выражаю своё скромное мнение.

 

 

 

 

Miles Davis - Porgy And Bess (1958), примерно 51 минута

 

0_70966_d04b44d7_L.jpg

 

Над альбомом, созданным на основе знаменитой оперы Джорджа Гершвина "Порги и Бесс" (оттуда, например, всем известная мелодия Summertime, которую переиграли, наверное, тысячи музыкантов всех жанров), трудились сам Майлз и аранжировщик Джил Ивэнс, его "музыкальный партнер" еще с 40-х годов. Дэвис уже давно старался отойти от джазового мейнстрима, и, вполне возможно, что именно его альбом Birth Of The Cool (1950) послужил причиной названия нового жанра - кул-джаза, или "прохладного джаза" (cool jazz* - кому интересно, тот может посмотреть характерные черты этого и других упоминаемых стилей в той же вики) - нового, разумеется, не принципиально; ведь он всё равно вырос из бибопа (bebop), хотя и тот предоставлял куда более свободные границы, чем традиционный джаз. Над записью работал целый оркестр, порядка 20 музыкантов (среди которых и знаменитейший саксофонист Кэннонбол Эддерли и не менее известный басист Пол Чамберс - только имейте в виду, что в джазе под "басом" обычно имеется в виду контрабас, а не бас-гитара :) ), и эта работа, длившаяся 4 летних дня в 1958 году, достойна самых высоких похвал. Разумеется, свой инструмент, т.е. трубу, Дэвис сделал основным солирующим инструментом. Музыка действительно "прохладна", Майлз не дает волю эмоциям, каждая нота как бы четко отмерена и выверена, никаких лишних телодвижений. Слушая майлзовский вариант "Порги и Бесс", забываешь о всех страстях оперы про нищего калеку и юную негритянку - музыка успокивает (не = усыпляет), неспешно течет как бы сама по себе. Лишь иногда Дэвис позволяет себе слегка всколыхнуть эту идиллическую картину (как, например, его острые выпады в It Ain't Necessarily So - там даже и оркестр порой дружно выплескивает на слушателя сдерживаемые ранее эмоции). Но это еще далеко не тот Дэвис, каким он станет уже в следующем десятилетии, но в 50-х подобные работы, осваивающие новые территории за пределами традиционного джаза, могли считаться вполне революционными. При этом нельзя забывать, что джаз априори основан на импровизациях. Разумеется, нельзя забывать и роль Ивэнса, которого впоследствии нарекли мастером современных оркестровок. Данная пластинка может вас и не зацепить, но на её примере вы сможете себе примерно представить развитие одной из ветвей джаза в конце 50-х годов. Кстати, из этого времени я вам очень рекомендую послушать альбом упоминавшегося выше Эддерли Somethin' Else (1958), и там тоже есть Майлз, и я нигде не слышал более шикарного варианта Autumn Leaves - это одна из моих самых любимых джазовых пластинок; но это уже не кул-джаз (потому я и писал про "одну из ветвей"), а бибоп или даже хард боп.

Скачать: 1 + 2

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Miles Davis - Kind Of Blue (1959), продолжительность примерно 45 минут

 

0_70963_89e12102_L.jpg

 

Kind Of Blue, записанный в ходе двух весенних сессий в 1959 году, оказался самым коммерчески успешным альбомом Дэвиса. В одних только Штатах он по состоянию на 2008 год продался тиражом более четырех миллионов экхемпляров, став, возможно, и самым продаваемым джазовым альбомом в мире. Журнал Rolling Stone отдал ему почетное 12-е место среди 500 лучших альбомов всех времен и народов. Сразу и обязательно нужно сказать и о составе музыкантов, одном из самых лучших у Майлза: уже нам знакомые Кэннонбол Эддерли (альт-саксофон) и Пол Чэмберс (бас), Джимми Кобб (ударные), Джон Колтрейн (тенор-саксофон), Билл Ивэнс (фортепиано), Уинтон Келли (фортепиано) - все эти имена для поклонников джаза означают не меньше, чем, например, Оззи Осборн или Ронни Джеймс Дио для любителей тяжелой музыки. Kind Of Blue это уже не кул-джаз, это так называемый модальный джаз, импровизации в котором основаны не на смене аккордов, а на подчеркивании особенностей лада. Такие вещи, как So What давно уже стали классикой джаза (их здесь называют "стандартами"; музыканты нередко записывают целые альбомы стандартов - то что мы бы с вами назвали "альбомом каверов"), и вообще сам альбом оказал огромное влияние на несметное число музыкантов в джазе. Один из рецензентов отметил, что "если вы не любите Kind Of Blue, то вы не любите и сам джаз". Громкое заявление, но с ним трудно не согласиться. Дэвис тут выступает автором всех вещей, и мы понимаем, насколько он хорош и в композиторском, и в импровизационном плане. Труба Майлза больше не "прохладная"; она как бы оживает его усилиями и ведет себя, как обычный человек: то что-то нашептывая, то ругаясь, то плача, то крича, хотя спокойно "разговаривать" она, разумеется, тоже умеет. Остальные инструменты, пусть и держась в основном в тени, тоже не отстают, и лучше всего можно проникнуться всем великолепием этой пластинки, слушая её в наушниках или на хорошей аппаратуре - тогда вы распознаете все тонкости игры музыкантов. Порой создается впечатление, что Дэвис просто зачерпывает свои мелодии откуда-то из воздуха - настолько они одновременно просты, гармоничны и легки; кажется, что он не прикладывает вообще никаких усилий к созданию композиций, а они рождаются у него сами по себе. Здесь нет ни одной слабой вещи, и пусть тут не над чем плакать кровавыми слезами (позже я объясню, о чем это), но альбом, безусловно хорош и обязателен к прослушиваю всем, кто решит ознакомиться с джазом вообще и творчеством Майлза Дэвиса в частности.

 

Скачать: 1 + 2

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Miles Davis - Sketches Of Spain (1960), продолжительность примерно 41 минута

 

0_7095d_8bd4ef72_L.jpg

 

Следующий за Kind Of Blue альбом Дэвиса получил название Sketches Of Spain, и вновь здесь принял самое активное участие аранжировщик Ивэнс, который выступил также дирижером оркестра из двух десятков человек (среди них уже знакомые нам Пол Чемберс и Джимми Кобб) и композитором (три вещи из пяти, авторство двух оставшихся - Хоакин Родриго и Мануэль де Фалья, испанские классические композиторы 20-го века). На этот раз, как видим, неугомонный Майлз обратился к испанским музыкальным традициям. Эта пластинка, ставшая "золотой" в США и попавшая на 356-е место из 500 в рейтинге журнала "Роллинг Стоун", является, без всякого сомнения, одной из лучших и интереснейших работ трубача. По-своему величественная, тревожная, очень грустная и тихая Concierto de Aranjuez; также тревожная, но уже не столь грустная и тихая Will o' the Wisp (в оригинале Cancion del Fuego Fatuo из сюиты El amor brujo) с запоминающейся мелодией; далее идут три композиции авторства Ивэнса: мягкая и крадущаяся, как поступь пантеры, The Pan Piper; начинающаяся и заканчивающаяся как марш Saeta с великолепным, кажущимся бесконечным соло Майлза, витающего где-то на самых высоких нотах; и завершающая альбом 12-минутная Solea, где долгий крик умирающей птицы плавно переплетается с фолковым флёром, а мелодии, поделенные на множество отдельных фрагментов, неуловимы, но не размыты. Игра Дэвиса настолько проникновенна, что создается впечатление, что его труба заглядывает в самые укромные уголки вашей души и тянет, тянет её наружу, словно наматывая нервы на колки неведомого инструмента, при этом Майлз нигде не упивается своей игрой, наоборот, она очень "экономна". Потрясающая по красоте музыка, которая уже не укладывается в рамки просто джаза, это своеобразный сплав джаза, классики и фолка в исполнении "труба + оркестр".

 

Скачать (тут вариант с тремя бонусами): 1 + 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Miles Davis - Sketches Of Spain (1960)

...

Потрясающая по красоте музыка, которая уже не укладывается в рамки просто джаза, это своеобразный сплав джаза, классики и фолка в исполнении "труба + оркестр".

Послушал несколько раз. Действительно, очень красивая музыка и потрясающие соло на трубе. Думаю, правильно сделал, что начал ознакомление с творчеством Дэвиса именно с этого альбома. :up: Кстати, у TEARS FOR FEARS есть альбом с испанской тематикой и на нём - композиция "Sketches Of Pain". Подозреваю, что тут есть явный отсыл к творчеству Дэвиса.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Прочитал не без интереса :) Качать пока не стал - пока нет настроя соответствующего. Жду продолжения, меж тем, считаю инициативу Ихти по созданию такого топика весьма правильной и всячески поддерживаю. :up:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Miles Davis - Bitches Brew (1970), продолжительность примерно 106 минут (СД-версия с бонус-треком)

 

0_70960_ae8ba4_L.jpg

 

Теперь мы делаем с вами скачок на 10 лет вперед, чтобы ознакомиться с одним из лучших творений Майлза под названием Bitches Brew ("Сучье варево"). Двойной альбом был записан всего в три захода в августе 1970 года. Дэвис всегда умел подбирать персонал для своей команды, и в этот раз состав у него просто потрясающий. Это клавишник Джо Завинул и сопрано-саксофонист Уэйн Шортер, которые немногим позже создадут самую, пожалуй, известную группу в джаз-роке Weather Report; это известнейшие не только в джазовом мире пианист Чик Кориа и гитарист Джон Маклафлин; это и признанные мастера авангарда и фьюжен басист Дэйв Холланд и барабанщик Джек ДеДжоннет. И это я назвал только самые громкие имена. Bitches Brew можно назвать альбомом революционным. Здесь Майлз просто плюнул с высокой горы на все имеющиеся в джазе рамки - впрочем, многие даже вообще не восприняли пластинку как джазовую. Музыку на "Сучьем вареве" сложно классифицировать в жанровом смысле - для этого и существует термин "фьюжен"; тут сплетены в одно целое разные джазовые - и не только джазовые - стили. Дэвис добавляет наряду с традиционными джазовыми инструментами бас-гитару, электропианино, электрогитару; здесь есть и бас-кларнет, далеко не самый часто встречающийся инструмент в джазе. Но и это еще не всё: на композициях Bitches Brew играют одновременно по три (!) пианиста, контрабас + бас-гитара и по два барабанщика (просто разнесенные слева и справа) + перкуссия и конга. Эта мощнейшая ритм-секция поддерживает солирующую трубу Дэвиса, которая здесь не знает никакой пощады. Это импровизация at its best, постоянно меняющиеся тональности и темп; труба визжит, кричит и плачет, хрипит и бормочет, ворчит и ругается, властно приказывает и покорно повинуется, она прекрасна в своем безумии, полностью подчиняясь своему тоже не вполне нормальному повелителю.

 

Работа над альбомом проходила в ставшем к тому времени уже типичным стиле Майлза: никаких репетиций и "распевок"; музыкантам в лучшем случае даются лишь слабые намеки на основную тему и общие данные в отношения темпа и т.д. Лишь исполнители высочайшего класса могли отвечать этим, по большому счету не вполне нормальным, требованиям. Попробуй подстройся, притом когда не просто играют джазовые стандарты, а изобретают музыку прямо на ходу! Никто не мог заранее знать, куда понесёт Дэвиса в каждую следующую секунду, поэтому надо было это "просто" угадать; и насколько хорошо это удалось коллегам Майлза, вы можете услышать на Bitches Brew. Даже сегодня не понимаешь, как это всё можно было исполнить. Инновационным на пластинке было также и то, что треки потом многократно редактировались, некоторые фрагменты переставлялись в другие места; здесь применены лупы, ревербераторы и дилэи.

 

На Bitches Brew автором композиций является не только Дэвис. Открывающая пластинку 20-минутная Pharao's Dance принадлежит перу Завинула; завершающую Sanctuary (а также бонусный трек Feio) сочинил Шортер. Кстати, на одной из вещей, John McLaughlin, которую Майлз явно посвятил гитаристу его данной команды, Дэвис вообще не играет. На альбоме действительно получилось варево. Майлз представляется этаким поваром-экспериментатором, который валит в общий котел кучу ингредиентов и потом, сначала осторожно, а затем с аппетитом, всё больше входя во вкус, пробует и смакует сваренное. Не думайте, что это так просто - взять, свалить, смешать, но чтобы потом вышло что-то вкусное, а не просто "клубника с чесноком". Когда авангард (или, если хотите, фри-джаз) превращается в неудобоваримую какофонию - это уже не музыка, такое становится некомфортно слушать. Но на "Сучьем вареве" вы не встретите подобного. Как сложнейшая математическая формула становится вдруг понятной, когда её объясняет хороший учитель, так и закрученные музыкальные структуры Дэвиса и Со. предстают логичными и понятными, прозрачными и совершенными как многогранный кристалл, созданный самой природой. Вы можете слушать эту пластинку снова и снова, открывая каждый раз для себя что-то совершенно новое. Но не расстраивайтесь, если вы так и не сможете её понять - все-таки человеческое ухо более привычно к "правильным" гармониям и мелодиям, и какие-либо отклонения от прямого пути его часто начинают раздражать. Bitches Brew не легкая пища для ума; этот альбом вряд ли подойдет для прослушивания фоном, его надо впитывать полностью, словно погружаясь в океанские волны, когда каждая клеточка вашего тела наслаждается соленой морской водой. Попытайтесь проникнуться этой гениальной музыкой, созданной гениальными музыкантами - и, возможно, вам откроются совершенно новые для вас музыкальные горизонты. Добавлю лишь, что в своем рейтинге 500 лучших альбомов всех времен и народов "Роллинг Стоун" поставил "Сучье варево" на 94-е место.

 

 

Скачать: 1 + 2 (версия без бонус-трека)

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Miles Davis - Bitches Brew (1970)

Исключительно понравилась сама 27-минутная композиция "Bitches Brew" (она у меня почему-то при скачивании по этим ссылкам оказалась открывашкой), остальное - несколько меньше. Отдельные моменты не понравились совсем. Мне кажется, тут - возможно, благодаря участию Махавишну МакЛафлина - имеются многочисленные заходы на территорию джаз-рока и даже прогрессив-рока а-ля ранний KING CRIMSON.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Исключительно понравилась сама 27-минутная композиция "Bitches Brew" (она у меня почему-то при скачивании по этим ссылкам оказалась открывашкой), остальное - несколько меньше. Отдельные моменты не понравились совсем. Мне кажется, тут - возможно, благодаря участию Махавишну МакЛафлина - имеются многочисленные заходы на территорию джаз-рока и даже прогрессив-рока а-ля ранний KING CRIMSON.
Я сам по ссылкам не качал - ибо есть фирменный диск - проверил лишь их работоспособность, ну и подобрал файлообменник, который, как правило, всех устраивает. А заглавная у тебя скорее всего не при скачивании оказалась открывашкой, а потому что там не проставлены номера треков - в таком случае песни идут по алфавиту. Надо вручну. номера проставить - и всё.

 

Махавишну Оркестра ващета выпустили свой дебютник позже, чем вышел ББ, так что это фиг знает, кто на кого повлиял, тем более что Маклафлин работал не раз с Дэвисом (а не только на ББ), да и с другими джазистами.

 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
А заглавная у тебя скорее всего не при скачивании оказалась открывашкой, а потому что там не проставлены номера треков - в таком случае песни идут по алфавиту. Надо вручну. номера проставить - и всё.

Ага, так и есть. Да, собссна, неважно, альбом всё равно не концептуальный.

 

Махавишну Оркестра ващета выпустили свой дебютник позже, чем вышел ББ, так что это фиг знает, кто на кого повлиял, тем более что Маклафлин работал не раз с Дэвисом (а не только на ББ), да и с другими джазистами.

Ну а исполнительская манера-то у него оформилась ещё до МО, надо думать. Кстати, именно с МО как раз тут сходства очень мало.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

×