Перейти к содержанию
Connection Point
Авторизация  
Seeteufel

Монголия. Улан-Батор

Рекомендуемые сообщения

Байкал, Монголия и Бурятия.
Часть 5 – Монголия, Улан-Батор
(август 2018 года)

8afafb4d3b67.jpg

Когда-то он наступает, этот момент. Совсем не обязательно в каждом путешествии, но обязательно тогда, когда его ждёшь меньше всего. Досадная мелочь, способная испортить настроение на долгое время.
По приезде в Улан-Удэ нас вновь встретила семья Ваховских, даже ещё более радушно. Приятно было видеть, как Аня обрадовалась возвращению Кати, как родного человека. У них ещё в первый день нашлись общие интересы и темы для разговоров. Мы пообедали в очень приличном (но при этом неприлично дешёвом!) национальном заведении, затем успели вкратце посетить дацан в черте города, а потом Макс отвёз нас в аэропорт. Рейс задерживался, но это были ещё цветочки.

385f9d1a545a.jpg

На стойке регистрации выяснилось, что у нас неправильно оформлены билеты: там, где должны были быть указаны имена, значились фамилии, и наоборот. Со мной нечто подобное случалось где-то в Европе, но вопрос тогда решился буквально за секунды. Однако с монгольской компанией это не проходило! Перед нами отчётливо замаячила перспектива остаться в Улан-Удэ. Сотрудник авиакомпании, хорошо говоривший по-русски монгол, делал всё, чтобы как-то уладить проблему, которая, помимо нас, коснулась ещё одной семьи, вылетавшей в Улан-Батор. Ситуация усугублялась тем, что по этому маршруту летает лишь две пары рейсов в неделю. Теоретиццки, официальный выход был только один – сдать билет и купить новый. Потом что-то заговорили про доплату по 30-40 вечнозелёных с носа. Наконец, сотрудник «на свой страх и риск» оформил посадочные талоны, в которых мы значились как «Алексей и Катарина С.». Однако оставался открытым вопрос с обратным вылетом.

91b221ddb0d3.jpg

В аэропорту Улан-Батора мы тут же стали этот вопрос решать, направившись в представительство Hunnu Air – так называется эта горе-АК, совершающая на маленьких «Фоккерах» полёты в какие-то уан-хорс-тауны внутри страны и лишь в два пункта за границей: Улан-Удэ и что-то такое в Манчьжурии на приграничной территории Китая. Тут же возникла проблема номер раз: сотрудники компании и всего аэропорта говорили по-английски не то что через пень-колоду, а прямо-таки через жопу в сапоги. Наконец, девушка из Hunnu Air связала меня по телефону с каким-то менеджером, сносно владевшим инглишем. Но тот меня фактически послал, объяснив, что, раз билет бронировался по Интернету, то это наши проблемы, а не их, что надо сдать билет и требовать возврата денег от skyscanner или trip.com, через которые эти билеты бронировались, а пока купить новый. Тем временем выяснилось на том же skyscanner, что обратный билет в одну сторону теперь будет стоить уже в два с лишним раза дороже, чем я заплатил за перелёт туда-обратно. В мрачнейшем настроении мы взяли такси и направились в гостиницу. Кстати, персонал гостиницы говорил по-английски тоже, мягко говоря, не шекспиристо.

fec7c6d7e2c7.jpg

Но утро вечера мудренее, и я на следующее утро вспомнил, что ещё в Москве в поисках экскурсионной программы по Монголии наткнулся на одно туристическое агентство, специализирующееся на организации экскурсий для немцев. По отзывам немецкоязычных юзеров, агентство это очень хорошее, а его сотрудники прекрасно владеют немецким, что подтверждали и грамотные тексты на их сайте. Я подумал, что позвонить туда будет неплохой идеей, и, если они не помогут, то уж хотя бы объясниться с ними можно будет нормально.

dd511198cfd4.jpg

Действительно, девушка на том конце провода (как впоследствии мы узнали, у неё забавное имя Цаца, хотя, возможно, это сокращённый вариант для удобства европейцев) очень прилично владела языком Гёте и Луникоффа и сразу согласилась помочь в решении проблемы. Мы уже рассматривали варианты возвращения на поезде (10 часов пути, и терялся целый день), на автобусе (12 часов мучений с трёхчасовым ожиданием на границе). Однако любезным сотрудницам фирмы, поголовно владевшим немецким, подобные случаи были уже знакомы, и они сразу же предложили нам другие возможности. В частности, в случае пролёта с авиабилетом предлагалось пересечь границу и доехать до Улан-Удэ на машинах их фирмы, совместив long way home с экскурсией. Пока же порешили на том, что мы покупаем у них экскурсию на следующий день к статуе Чингисхана и в парк Тэрэлж (обязательная программа для всех, кто посещает Монголию), причём обошлось это нам в два раза дешевле, чем предлагают турбюро в Сети. Об этой поездке – в следующей части, но, забегая вперёд, скажу, что это ещё раз подтвердило правило «не было бы счастья, но несчастье помогло», так как благодаря этому мы смогли хорошо познакомиться не только с Монголией, но и с очень приятными монголами.

fc832b47ec0f.jpg

В оставшееся от этого хлопотного дня время мы отправились осматривать монгольскую столицу. Центральная площадь города – площадь Сухэ-Батора – находится недалеко от офиса фирмы. Кстати, где-то там совсем рядом – и посольство Германии, с которым, как пожаловались нам Цаца и её коллеги, отношения складываются как-то не очень. Площадь застроена эклектично и с истинно азиатским размахом.

1d2bc46ed17e.jpg

Самое пафосное здание – Дом правительства, со ступеней которого массивный Чингисхан смотрит на конного Сухэ-Батора.

43843d0f85cd.jpg

Вообще, эклектика и смешение эпох очень характерны для Улан-Батора. Вот в этом он весь: сияющие витрины капитализма соседствуют с разбитыми дорогами и обшарпанным наследием социализма, а где-то позади всего этого – немногочисленные, сохранившиеся с позапрошлого века и не разрушенные коммунистическими властями религиозные постройки и совсем уж традиционные юрты. И на окраинах, и ближе к центру спешно возводятся многоэтажные офисные и жилые муравейники, а прямо рядом с ними медленно разваливаются точно такие же многоэтажные заброшки и недострои.

d206338be9ec.jpg

Памятники монголы тоже любят. Местный Сталин – Чойбалсан – стоит себе спокойно, и никто его не трогает; названный в его честь город переименовывать тоже не спешат. Впрочем, нынешняя власть избрала в качестве национального символа Чингисхана. Ему ставятся новые памятники, своим размахом намного превосходящие московского Петро-Колумба работы Церетели; его именем назван главный аэропорт страны. Однако у меня сложилось впечатление, что население воспринимает этот новый культ примерно так же, как в позднем СССР относились к Ленину. Или даже более близкая аналогия: помните 10-летней давности проект «Имя России», где уверенно лидировал Сталин, но очки искусственно накрутили давно забытому Александру Невскому? Вот тут что-то вроде того.

592f9f20d85f.jpg

Пробки вокруг центра города просто чудовищные – мы в Москве про такие уже и забывать стали. С транспортом беда. Метро в трёхмиллионном мегаполисе с очень нехилыми расстояниями отсутствует, автобусов не хватает. Например, нет никакого общественного транспорта, соединяющего Улан-Батор с аэропортом. Впрочем, такси стоит очень недорого, но существует риск нарваться на наглого рвача. Личные машины есть почти у всех, и на 90% это Toyota. Какая-то просто маниакальная любовь монголов к этой марке, которую просто грех не использовать в рекламных целях. Праворульных и леворульных примерно поровну. Для общественных и технических целей используются в основном корейские Hyundai. Остальные симпатии населения и бизнеса делятся между Honda и Nissan. Ещё по Улан-Батору ездят троллейбусы.

77d78bafed06.jpg

В этой юрте продаются симпатичные сувениры. Но население Монголии и на самом деле живёт в юртах! За пределами столицы встречаются как одиночные пастушьи стойбища, так и небольшие деревеньки из юрт, но и на окраинах Улан-Батора можно часто встретить традиционное жильё монголов. Иногда мимо проезжает грузовик, везущий разборную юрту, в других местах уже подготовлены основания для быстрого возведения передвижного «палаточного городка». Я ещё об этом расскажу в следующих частях, когда буду описывать наши путешествия по монгольским степям, но сейчас замечу, что всё-таки в столице традиционная культура начинает постепенно сдавать позиции под натиском местных «рублёвок» для богатых и многоэтажных термитников для людей более скромного достатка.

8a79bb914938.jpg

Ещё немного кратких зарисовок из Улан-Батора. Эта свалка металлолома - оказывается, железнодорожный музей.

13014d7cef2d.jpg

Соц-арт, в Москве уже почти исчезнувший, а вот в российской глубинке и в бывших братских республиках всё ещё попадающийся. И в Улан-Удэ, и в Улан-Баторе мы такое созерцали на каждом шагу.

d92b80719ad5.jpg

Грандиозный мемориал «Зайсан» в память о советских солдатах Второй мировой. Социалистический пафос отступает перед современным гламуром.

8f369a0c9b43.jpg

К монументу ведёт длинная лестница, а на самом верху – уже больше развлекаловка с сувенирной продукцией и аттракционами для детей. Вечный огонь давно погашен.

7ecab63ec3e6.jpg

Пока поднимаешься по лестнице, путь перебегают не слишком робкие куропатки.

4e94492921dc.jpg

С холма Зайсан открывается вид на весь город вместе с рекой Туул-гол и блещущим позолотой Буддой.

259a8232b52f.jpg

Монгольский язык на слух воспринимается так, как будто человек, больной ДЦП, пытается говорить на саксонском диалекте. Пишут русскими буквами, хотя в начале 90-х были попытки вернуть старомонгольскую вязь, которая записывается вертикально. Начинание провалилось – видимо, потому что монголы находятся в стороне от геополитических баталий, и навязываемая у бывших «братьев меньших» русофобия тут не имеет никаких шансов. Поэтому монголы живут, как им удобно. Как и в азербайджанском языке, понятия, возникшие после начала ХХ века, обозначаются русскими словами, благодаря чему ориентироваться в городе становится несколько проще. Всё остальное понять невозможно.

5623552a0e95.jpg

Монгольская валюта. Самая мелкая купюра в 20 тугриков равняется 0,007 евро, самая крупная – 20000 тугриков – соответствует примерно 7 евро. Платить крупные суммы наличкой крайне неудобно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Гость
Вы комментируете как гость. Если у вас есть аккаунт, пожалуйста, войдите
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
Авторизация  

×