Jump to content
Connection Point
Sign in to follow this  
Seeteufel

King Crimson, 10.06.2019, Leipzig, Haus Auensee

Recommended Posts

KING CRIMSON 2019 Celebration Tour
Leipzig, Haus Auensee, 10.06.2019

056b192d690a.jpg

Начну с небольшой преамбулы личного свойства. Редко об этом говорю, но я считаю себя человеком везучим. Под «везением» я понимаю не только нечаянные удачи и счастливые совпадения или случаи, когда словно невидимая рука отводила в последнюю секунду большие беды, но и то, что определённые события в жизни происходили именно в те моменты и так, как они и должны были случиться. Тот же фактор «везения» могу экстраполировать и на свой музыкальный опыт. Знакомство с любимой впоследствии на всю жизнь музыкой у меня чаще всего совершалось именно в том возрасте и при таких обстоятельствах, когда для этого наступало самое подходящее время; ну а если что-то прошло мимо моего восприятия, то, значит, не очень-то было и нужно. Что же касается концертов, то я не слишком часто их посещаю; однако в последнее время меня не оставляет ощущение, что уж если я пошёл на какое-то шоу, то именно тогда, когда «момент созрел». Так было, к примеру, с прошлогодним Helloween: я ни разу не был на выступлениях их нынешнего «официального» состава, но попал сразу на реюнион, став свидетелем совершенно уникального события и услышав в аутентичном исполнении номера, которые живьём не игрались уже десятки лет и вряд ли будут сыграны когда-либо ещё. То же можно сказать и ноябрьском концерте Фиша: когда ещё доведётся услышать не абы что, а полностью один из любимых моих альбомов Marillion „Clutching at Straws“?

Первый концерт King Crimson в моей жизни можно отнести к таким же «назревшим» событиям. Оставим в стороне брюзжания некоторых личностей, называющих нынешний состав едва ли не «кавер-группой». Разумеется, это полная глупость. Какая, к чёрту, кавер-группа, если на сцене – сам Роберт Фрипп, который и есть King Crimson. Ведь общеизвестно, что состав группы за её полувековую историю неимоверно часто и самым радикальным образом менялся (не только от одного студийного альбома к следующему, но даже и в процессе записи одного альбома), и неизменным в коллективе оставался только сам босс. В отличие от подавляющего большинства известных команд, у КС никогда не существовало «классического», «золотого» состава. Кому-то нравятся комбинации музыкантов (именно так, во множественном числе) с Лэйком, кому-то – с Уэттоном, кому-то – с Белью, чьи-то любимые альбомы – „Lizard“ или „Island“ с их недолговечным экипажем, но все поклонники едины во мнении, что всё это – King Crimson. Уникальность нынешней коллаборации, помимо прочего, заключается в том, что теперь в группе присутствуют участники сразу из нескольких прошлых славных эпох: Мел Коллинз представляет начало 70-х, Тони Левин – 80-е и 90-е, Пэт Мастелотто – 90-е и «нулевые». И за последние несколько лет мы впервые имеем возможность присутствовать на концерте, где репертуар и стилистика не будут зависеть от текущей конъюнктуры и настроения Маэстро, а охватят всю славную историю правления Малинового Короля в империи прогрессивного рока. Ещё большой вопрос, поехал ли бы я на этот концерт, если бы ранее посетил выступление КС в Москве в «нулевых» или какой-либо другой концерт времён Белью. Так что в очередной раз напрашивается вывод о предопределённости момента. Разумеется, спорные мнения по поводу нынешней инкарнации КС связаны прежде всего с неоднозначной фигурой Джакко Якщика (я до сих пор не уверен в том, как правильно произносится его псевдоним). Ведь он и вправду пришёл из кавер-группы, от его композиторских данных я тоже не в восторге, а что касается его таланта интерпретатора, то здесь возможны разные точки зрения – об этом ниже. К тому же в нынешнем составе пока не было выпущено ни одного студийного альбома (во всяком случае, под вывеской КС), но всё равно: сомнений в том, что перед нами на сцене – самый что ни на есть подлинник, быть не может.

Наверно, следует отнести к разряду везения и тот факт, что своё юбилейное турне, приуроченное к 50-летию группы, Кримзон начал с Лейпцига – города, известного мне чуть ли не до каждой улицы и в чём-то даже родного. Поэтому, хотя и была возможность совместить посещение концерта со знакомством с какой-нибудь новой для меня страной или городом, сомнений, куда надо ехать, не возникало ни на минуту. Конечно, Лейпциг!
Надо заметить, что как раз в эти дни саксонский город находился в центре внимания музыкальной и культурной общественности в связи с иным событием: целую неделю здесь царил ежегодный фестиваль Wave Gotik Treffen, последний день которого пришёлся как раз на 10 июня. Лейпциг был запружен людьми в самых диковинных нарядах. По улицам шествовали мужчины при цилиндрах, тростях и лорнетах со спутницами в пышных платьях XVIII века (порой в сочетании с открывающими трусы мини-юбками, рваными колготками и татуировками), стимпанки, киберпанки и просто панки с разноцветными шевелюрами, восставшие из гробов мертвецы, образы Смерти с огромной бархатной косой, куртизанки, вампиры, рыцари в плюшевых доспехах и Мефистофель знает кто ещё. Немало участников WGT проживало вместе со мной в гостинице, а где-то треть пассажиров самолёта, на котором я улетал в Москву, составляли российские гости феста. Местное население относится к готической конвенции с плохо скрываемым неодобрением. Не могу понять причин этой неприязни, но, по-моему, раз в год можно и потерпеть. Готы никому особых проблем не создают, а cмотреть на них довольно интересно. Примечательно, что большинство из них отнюдь не юны: мой возраст – ну, может, помоложе лет на 10, не более. Видно, что люди после фестиваля снимут с себя все свои живописные лохмотья, смоют грим и окунутся в прежнюю размеренную жизнь с офисом и семьями. Очень многие дамы-готессы отличаются отнюдь не готической комплекцией (неполиткорректно выражаясь, попросту безобразно жирны) и выглядят весьма забавно. Впрочем, попадаются и, без шуток, интересные, с хорошим вкусом сделанные костюмы, в которые явно была вбухана не одна тысяча еврофантиков. Да и вообще, лучше пусть на улицах будут десятки тысяч готов, чем хотя бы три особи в хиджабах (которых в Лейпциге, увы, тоже встречается немало).

4051e448aec7.jpg

Но я, по-моему, сильно отвлёкся. Вернёмся к КС. Концертный зал Haus Auensee расположен в изрядной дыре далеко от центра, и гугл-карты почему-то упорно не желают видеть транспорт, на котором туда можно быстро добраться, предлагая маршрут с двухкилометровым пешим переходом. Не слишком удобно как до концерта, когда можно заплутать, так и после, когда в темноте пришлось бы рыскать среди глухого леса и мрачных руин бывших гэдээровских заводов. Однако нормальный и простой маршрут ищется через местный лейпцигский транспортный сайт: полчаса трамваем и автобусом. Символично, что от вокзала гости готического фестиваля и посетители КС поехали разными трамваями и в разные стороны, хотя я, в принципе, не исключал, что кто-нибудь из готов мог бы и пойти на КС – люди это неглупые и разносторонние.

Впрочем, публика, пришедшая на КС, тоже заслуживает отдельного упоминания. Понятно, что большинство зрителей было из старшей возрастной категории. Среди них мелькнуло с десяток мужиков с длиннющими седыми бородищами а-ля Леланд Скляр. Однако совершенно неожиданно присутствовало и немало людей в возрасте до 30 лет. С некоторыми я потом разговорился: они неплохо знакомы с творчеством и биографией КС, а вот, например, имя Фиша им ни о чём не говорит. К слову, на Фише в Карлсруэ львиная доля аудитории являла собой совсем уж «клуб для тех, кому очень сильно за…». Попадались и такие люди, каких я и вовсе не ожидал увидеть на концерте КС: какие-то пенсионного возраста тётушки чисто деревенского вида и работяги в 40-м поколении.

Проход в зал не представлял никаких затруднений типа усиленного контроля с обыском и кучи металлодетекторов. Просто дважды проверили билеты – и всё. На улице во дворе стояли палатки с кофе и сосисками, напитки можно было купить внутри (довольно дорого – 4 евро газировка, 5 евро пиво). Мерч продавался без давки, однако надо заметить, что выбор был не особенно большой. Я взял белую майку с мотивами „Lizard“ спереди и расписанием европейской части турне на спине, и это был, пожалуй, лучший вариант из имевшихся. Остальное не сильно впечатлило, а те футболки, которые я видел на посетителях концерта, хотя и были в большинстве своём официальным мерчем, но выглядели как дешёвый самопал с пошлыми «квадратиками» на фронтоне. Удивительно для группы такого класса! Ещё разжился буклетом с программой, хотя жаба долго давила платить 15 евро за эту брошюрку.

1f99f06fa965.jpg

Зал оказался не очень большим. Концерт, как известно, был сидячим, с указанными в билетах местами и антрактом в 20 минут. Но все до одного сидения были заполнены. Сидячий формат концерта КС – это абсолютно правильно. Всё-таки они играют серьёзную музыку, это не диско и не хеви-метал, а стоять три часа подряд – довольно муторно. В общем, в этом смысле не было никакого отличия от вечера классической музыки.

4a4c7fd2434b.jpg

Именно поэтому на сцене красовалось крупноформатное предупреждение аж в двух экземплярах: ничего не фотографировать и не снимать на видео под страхом удаления из зала. Перед самым началом концерта это было ещё и продублировано через динамики на немецком и английском языках. Собственно, как оказалось впоследствии, фотографировать было особенно и нечего: никакого шоу не предполагалось, а музыканты весь концерт не покидали отведённых им мест. Публика в течение концерта вела себя тихо, аплодисменты раздавались только между композициями, и лишь одна тётка в ряду за мной, явно перебравшая «Ур-Кростицера», а может, и чего покрепче, выражала свой восторг оргазмическими воплями, пыталась подпевать инструментальным (!) композициям и изредка отпускала комментарии. В остальном всё было очень чинно и прилично. Достать телефоны и делать фотографии было разрешено только после того, как Тони Левин и Роберт Фрипп вытащили свои камеры и, в свою очередь, начали снимать зрителей. Уже через день после концерта на официальном сайте появились левинские фотографии, на которых, присмотревшись, я узнал и себя.

946459efa924.jpg

С поразительной пунктуальностью, минута в минуту, все музыканты дружно вышли на сцену, и концерт начался. Впереди были размещены три ударные установки. Да, у King Crimson сейчас трое барабанщиков. Не так давно Билла Рифлина сменил Джереми Стейси, и это, пожалуй, оказалось лучшим приобретением Фриппа за последние несколько лет. Позже расскажу, почему. Посередине разместился рослый Тони, справа (если смотреть из зала) – маленький Фрипп, за ним, почти совсем незаметный, Джакко Якщик, а слева – Коллинз, за которым располагались клавишные.
Сет начался с уже давно опробированной в качестве открывающего номера „Larks' Tongues in Aspic, Part One“. Я считаю, это оптимальный выбор, настраивающий должным образом на музыку КС. Одна из самых загадочных композиций группы, казалось бы, максимально абстрактная и в то же время предельно логичная, она позволяет всем музыкантам раскрыть свой исполнительский потенциал. В динамичной части одновременно вступили все три ударника. Напомню, что в оригинале там наличествовали партии скрипки, но в отсутствие оной Мел Коллинз добавил новые штрихи своими духовыми партиями. Впрочем, такую версию мы уже имели возможность слышать на вышедшем 3 года назад тройном концертнике. Потом – „Cirkus“, исполненная достаточно близко к оригиналу, пара относительно новых номеров (честно говоря, не мои фавориты) и классическая „Epitaph“, встреченная залом с огромным энтузиазмом. Тони Левин периодически менял бас-гитару на стик и наоборот, и когда он брал в руки бас, было понятно, что сейчас последует что-то из классического материала. А вот дальше начались сюрпризы! Первый из них – „Cat Food“, одна из самых моих любимых вещей. С моего 15-го ряда не было видно, кто исполняет клавишные партии, и лишь в антракте, купив программку и для уверенности расспросив знатоков, я узнал, что это Джереми Стейси. Да, это не Кит Типпетт, игравший на альбоме, но звучало очень близко. Джереми отлично владеет джазовой импровизационной манерой, свойственной Типпетту. Затем последовала „Lizard“ без первой части „Prince Rupert Awakes“, что понятно: от Джакко с его низким тембром нельзя требовать исполнения партии Джона Андерсона. Но остальное прозвучало просто грандиозно.
Чуть не забыл упомянуть, что никто из группы (если не считать пения Якщика) не проронил ни слова ни между композициями, ни до, ни после концерта. Весь сет исполнялся практически нон-стопом, и „Lizard“ плавно перешла в „Islands“. Тут самое время поговорить о пении Джакко. Я три года назад в своей рецензии на концертный альбом „Radical Action (To Unseat the Hold of Monkey Mind)“ уже писал, что партии Лэйка и Уэттона ему удаётся интерпретировать достаточно успешно. Вынужден поправиться: Уэттона – не везде. Например, очень заметно, насколько тяжело ему вытягивать „Starless“. А вот что касается тех вещей, где в оригинале пели Боз или Гордон Хаскелл, то нельзя не заметить, что голос Джакко придаёт им оттенок какой-то эстрадности, что не есть хорошо. Особенно это стало заметно во второй части „Islands“, когда вступили ударники – тут уже повеяло каким-то поп-джазовым easy listening. Завершила первую часть сета „Indiscipline“, которую я, признаться, с трудом узнал только тогда, когда Якщик начал декламировать текст.

Далее последовал 20-минутный перерыв, который был совершенно необходим: в зале было душновато. Правда, временами откуда-то прорывались струи свежего сквознячка, но этого было явно недостаточно. Так что было время немного подышать и приобрести-таки программку, так как мне очень хотелось узнать, кто играл на клавишных. Как я говорил, с 15-го ряда мне с моим зрением это было видно довольно плохо, к тому же клавишные стояли в самом арьергарде, закрываемые массивной фигурой Коллинза.
Второе отделение началось с впечатляющего тройного барабанного соло, перешедшего в „The Sheltering Sky“ – и это для меня был второй сюрприз вечера! Хорошо помню видео 1984 года, где Билл Бруфорд расхаживал по сцене, играя на деревянной колотушке. Теперь никто не расхаживал, зато колотушек было две, и в них синхронно стучали Гэйвин Харрисон и Пэт Мастелотто. Вообще, конечно, если какие-то элементы шоу и присутствовали, то за них ответственна троица, сидевшая за ударными установками. Всяких перкуссионных прибамбасов было огромное количество, и для барабанщиков не представляло проблем исполнить и те вычурные партии, за которые в далёком 1973 году отвечал Джейми Мьюир. Из прочих визуальных элементов присутствовали только разноцветные фонари, которые лишь один раз сменили освещение сцены на сочно-красный цвет – во время бисовой „Starless“. Может быть, это был намёк на „Red“, а может быть, и на „Crimson“ – понимайте, как хотите.
Отлично получилась „Moonchild“. Вместо довольно утомительной в оригинале психоделической части Левин сначала исполнил красивейшее соло на стике, а затем вновь включился Стейси с фортепианной импровизацией. Пожалуй, так эта композиция могла бы звучать на альбоме гораздо выигрышнее. В какой-то момент (по-моему, это было во время ITCOTCK) в концерт включился незваный восьмой участник: природа. Весь день до этого изрядно парило, и к вечеру на город надвинулась гроза с ливнем. Я не сразу сообразил, что это с улицы слышатся раскаты грома, а не звучат бас-барабаны или какие-то саунд-эффекты – настолько удачно глухой грохот дополнил музыку. К концу сета был исполнен ещё один блок новых вещей, затем продолжительная овация – и долгожданная „Starless“ в багровых тонах. И всё! Три часа пролетели совершенно незаметно. Совершенно верно, самая известная кримзоновская композиция – „21st Century Schizoid Man“ – не прозвучала. И я, честно говоря, не расстроился: эта песня запилена до одури, примерно как „Smoke on the Water“, и каверы на неё сделали все, кому не лень, вплоть до Оззи. Можно без неё и обойтись. Все расходились довольные, многие приехали на своих колёсах, поэтому в автобусе и трамвае никакой давки не было. По пути ещё раз успели обсудить концерт с попутчиками.
Совсем забыл сказать про звук: он был изумителен. Слышно было буквально каждое прикосновение музыканта к его инструменту. Музыка как бы обволакивала со всех сторон, но даже в самых громких фрагментах никакого давления на уши не ощущалось. За день до этого King Crimson устроили в этом же зале концерт для «семей и друзей», что-то вроде генерального прогона перед запланированным грандиозным мировым турне из 50 концертов (по одному на каждый год, прошедший с момента создания группы), которое должно завершиться в Чили. Впоследствии Тони написал, что с заполненным залом звук стал значительно лучше. Безусловно, это был один из наиболее впечатляющих концертов, которые я посетил, и немаленькая цена билета вместе с другими затратами была вполне оправдана.

91785a2ce9c6.jpg

Line-up:
Robert Fripp – guitars & keyboards
Mel Collins – saxes & flutes
Tony Levin – basses & stick
Jakko Jakszyk – guitars & vocals
Pat Mastelotto – acoustic & electronic drums
Jeremy Stacey – drums & keyboards
Gavin Harrison – acoustic & electronic drums
Setlist
Set 1:
1. Larks' Tongues in Aspic, Part One
2. Cirkus
3. EleKtriK
4. The ConstruKction of Light
5. Epitaph
6. Cat Food
7. Lizard (Bolero, Dawn Song, Last Skirmish)
8. Islands
9. Indiscipline
Set 2:
10. Drumzilla
11. The Sheltering Sky
12. Easy Money
13. Moonchild (with cadenzas)
14. The Court of the Crimson King
15. Radical Action (To Unseat the Hold of Monkey Mind)
16. Meltdown
17. Radical Action II
18. Level Five
Encore:
19. Starless

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

×